Расстройства аутистического спектра (аутизм)

Консультация «Как понять, есть ли у ребенка признаки расстройств аутистического спектра?»

РАС всегда начинают проявляться в детском возрасте. Это нарушение коммуникации и социального поведения, поэтому выявить его можно, когда ребенок начинает проявлять способность к взаимодействию с другими людьми - примерно в полтора-два года.

В раннем детстве заподозрить наличие аутизма можно по наличию определенных признаков. Так, тревожными сигналами для родителей в раннем возрасте можнуо считать, если ребенок не реагирует на свое имя до 12 месяцев, не указывает на предметы пальцем до 14 месяцев, не играет в ролевые игры, например, дочки-матери, к полутора годам, может многократно повторять одни и те же слова или движения, избегает прямого взгляда глаза в глаза, предпочитает быть в одиночестве, испытывает проблемы с развитием речи, необычно реагирует на внешний вид, вкус, цвет и запах предметов, болезненно относится даже к небольшим изменениям в обстановке, не может понять, что чувствуют другие люди и что чувствует он сам, играет в игрушки без социального смысла и сюжета.

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Эта статья ответит на многие Ваши вопросы, которые давно требовали ответа.

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);

2) F84.1 – атипичный аутизм;

3) F84.2 – синдром Ретта;

4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

Синдром Каннера

Симптомы:

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;

2) крайняя отгороженность от внешнего мира;

3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;

4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;

5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

6) страх изменений в окружающей обстановке;

7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);

8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;

9) задержка развития.

Синдром Аспергера

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки :

1) Контрастные желания и представления;

2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;

3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;

4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;

5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;

6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Синдром Ретта

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

Проявляется на фоне нормального моторного развития;

Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;

Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;

Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Атипичный аутизм

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение»Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам :

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно : он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т. д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный»«не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т. ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАСпреследует следующие цели:

Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Возраст ребенка Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

3-4 месяца · с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

  • начинает узнавать предметы и людей;
  • улыбается при звуке вашего голоса;
  • начинает улыбаться при общении;
  • поворачивает голову на звуки.

7 месяцев · начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

  • может находить не тщательно спрятанные предметы;
  • изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
  • тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;
  • выражает радость или недовольство голосом;
  • произносит наборы звуков.

1 год · начинает охотно подражать окружающим;

  • становится очевидным, что ребёнок вас понимает;
  • может находить спрятанные предметы;
  • реагирует на «нельзя»;
  • изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
  • «разговаривает»сам с собой на разные лады;
  • может произносить отдельные слова«мама»«папа»«ой»;
  • реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

1,5 – 2 года · подражает поведению окружающих;

  • радуется обществу других детей;
  • понимает многие слова;
  • находит тщательно спрятанные предметы;
  • указывает на называемые картинки и предметы;
  • начинает сортировать предметы по форме и цвету;
  • начинает играть в простые игры с воображением;
  • начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;
  • может выполнять простые поручения;
  • может произносить предложения, состоящие из двух слов, например«еще печенья»«мыть руки».

3 года · начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

  • может заводить механические игрушки, играть в игры с воображением;
  • сортирует предметы по форме и цвету;
  • сопоставляет предметы с картинками;
  • выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
  • пользуется простыми предложениями при общении;
  • правильно пользуется местоимениями («я»«ты»«меня»);
  • начинает использовать множественное число («машины»«собачки»).

 

свернуть

Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра

Основное и самое главное для родителей во время воспитания - это терпение и вера в благоприятный исход и максимально эффективное развитие ребенка с РАС в силу его психофизиологических особенностей.

  1. Помогайте осуществлять психолого - педагогическую коррекцию.

Между родителями и специалистами в лечении детей должны установиться доверительные отношения. Интересуйтесь содержанием занятий, требованиями к ребенку и соблюдайте рекомендации и советы специалистов педагогического (дефектолог и психолог) и медицинского (психиатр, невролог) профиля.

  1. Ребенка нужно активно вводить в социум, ставить реальные задачи и цели на ближайшее будущее. Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и учите испытывать большую радость от него. Вступайте в сообщества родителей, которые воспитывают детей с подобным диагнозом, принимайте их положительный опыт и делитесь своим. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком.
  2. Придерживайтесь единых требований, которые предъявляются ребенку.

В структурированной среде ребёнок чувствует себя в безопасности, что позволяет максимально раскрыть потенциал ребёнка в процессе обучения и социализации. Все взрослые, участвующие в процессе обучения и воспитания, должны действовать в одном ключе - схема действия должна быть во всех случаях одинаковой. Будьте последовательны, придерживайтесь одного и того стиля поведения при повторяющихся ситуациях. Если существует запрет на какое-то действие ребенка, то запрет этот должен соблюдаться всегда и всеми членами семьи.

  1. Установите особый, теплый эмоциональный контакт с ребёнком. Не выпускайте ребенка из своего поля зрения, к нему должно прийти понимание, что он всегда может подойти к вам. Дозируйте свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал. Создайте укромное место, где ребенок может посидеть в одиночестве, поиграть, расслабиться. Подбадривайте ребенка в те моменты, когда вы чувствуете, что он испытывает страх, старайтесь ликвидировать причины страхов.
  2. Внушайте ребёнку уверенность в себе. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не унижайте его и не говорите при нем о его недостатках. Учите использовать свои способности.
  3. Помогайте усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.

В жизни ребенка с РАС должен строго соблюдаться определенный режим и ритм с соблюдением ежедневных ритуалов. Организация четкого распорядка и режима дня помогает детям в усвоении бытовых навыков. При обучении стереотипам поведения в быту требуйте от ребенка выполнить какое-либо действие, которое ему под силу.

Соблюдайте принцип «от простого к сложному» и действуйте в тактике «мелких шагов». Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности.

  1. Развивайте у ребёнка заинтересованность игрой и учите играть игрушками в ролевые игры.

Проявляйте тактильный контакт к ребенку тогда, когда он к этому готов. Играйте в контактные игры, они помогают развивать тактильные навыки. Из-за нарушения элемента подражания, детям сложно играть в куклы, машинки, делать пасочки и мириться с тем, что кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Медленно, но уверенно учите его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Любую игру, особенно новую, проигрывайте много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок учился не только слушать, а главное - слышать и понимать правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.

  1. Развивайте речь ребенка, чтобы приблизить ее к возрастной.
  2. Дозируйте все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах. Стремитесь сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.
  3. Занимайтесь с ребенком лечебной физкультурой. ЛФК развивает не только координацию движений и укрепляет здоровье, но и прекрасно снимает психоэмоциональное напряжение и развивает мыслительные процессы ( понимание пространственных представлений: вправо -влево, верх-низ).
  4. Научитесь контролировать поведение ребенка. Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно. Пытайтесь притупить агрессию, старайтесь даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия.

Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его как можно чаще, например, за выполненную инструкцию, за разученный новый навык и др.

Показывайте своё одобрение каждый раз, как только ребёнок успешно выполнил задание.

Научитесь отказывать. Приучайте ребенка к словам «нет»«нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причиняют боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

Не балуйте малыша! Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

 

свернуть

Памятка для родителей детей с РАС

«Они способны адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми»

Большинство расстройств детского возраста отличаются тем, что со временем, взрослением они либо трансформируются, либо полностью исчерпывают себя. Но есть два расстройства, которые возникнув в детстве, остаются с человеком на всю жизнь, это интеллектуальная недостаточность и аутизм.

Последние клинические исследования позволяют в качестве основных причин аутизма выделить когнитивные ограничения и аномалии головного мозга. По мнению ученых, у детей, страдающих аутизмом, имеются врожденные перцептивные и когнитивные нарушения (страдает социальное восприятие, что значительно затрудняет нормальное общение и взаимодействие с другими людьми.

При таких дисфункциях дети не способны понимать, что стоит за действиями и словами других людей, затрудняются интерпретировать их поведение, им сложно догадываться, что хочет сказать человек. При этом, несмотря на часто хорошую механическую память, существуют трудности применения имеющихся знаний целенаправленно с пользой и значением. Запас информации обычно носит пассивный характер и может проявиться эффектной способностью, демонстрирующей блестящий ум, например, в ситуации, когда замкнутый ребенок вдруг произносит сложную цитату, услышанную им некоторое время назад.

Ключевыми признаками аутизма являются отчужденность, отсутствие эмоциональной откликаемости, стереотипии поведения, своеобразие социального реагирования. Четкие симптомы становятся очевидны примерно к трем годам и связаны они, как правило, с особенностями речевого развития, хотя первые признаки вероятно заметить и на более ранних этапах, в 12-18 месяцев, когда ребенок не проявляет полноценно невербального эмоционального контакта – не смотрит в глаза, не отвечает улыбкой на улыбку, остается холоден к объятиям и поцелуям близких.

Коррекционная работа с аутичными детьми требует больших эмоциональных затрат и всегда носит долгосрочный характер. Поэтому часто родители, ожидая быстрого положительного результата и не получив его, разочаровываются, «опускают руки», теряют надежду. Усугубляет ситуацию и то, что аутичные дети, существуя в своем мире, не замечают окружающих и не устанавливают с ними эмоциональную обратную связь, в т. ч. и с родителями, вкладывающими так много сил и энергии в развитие своего «особенного» ребенка.

Следующие рекомендации помогут родителям понимать и принимать детей такими, какие они есть, улучшая тем самым качество взаимодействия с ними, помогая адаптироваться к такому сложному, но неизбежному миру.

Наблюдение является лучшим способом работы с аутичным ребенком. Наблюдая за происходящим, замечая каждое действие, каждый звук и каждый жест ребенка, облекая в слова все увиденное, мы помогаем ребенку научится понимать, что эти слова непосредственно связаны с поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и даже общаться с другими.

Одним из важнейших условий развития и успешной адаптации ребенка является соблюдение режима дня. Ребенку аутичному такое четкое следование распорядку дает еще и чувство безопасности. Причем основные режимные моменты должны не только соблюдаться и проговариваться взрослыми, но и быть изображены в виде понятных ребенку картинок-схем размещенных в удобном для него месте. Родителям необходимо помнить о крайней консервативности аутистов, когда даже самые незначительные изменения в режиме, обстановке могут спровоцировать самоагрессию и усиление тревоги. Профилактикой таких поведенческих отклонений и является четкое поддерживание привычного для ребенка порядка дел и вещей.

Для обеспечения спокойствия и уверенности малыша полезно создание семейных ритуалов, направленных на формирование стереотипов поведения в различных ситуациях. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры: одевание (организуйте личный шкаф или полку, где в определенной последовательности будет храниться вся одежда малыша, умывание (в ванной в определенном месте разложите принадлежности, игры (рядом с системой хранения игрушек прикрепите схему их расположения, прогулки (по привычным маршрутам, отход ко сну (гигиенические процедуры, чтение, массаж).

Семейное чтение, тщательное и выразительное, способствует осознанию логики событий. Многократное перечитывание одних и тех же произведений, которого так требуют аутичные дети, помогает им понимать себя и окружающих, тем самым снижая внутреннюю тревожность и напряженность.

В процессе воспитания следует избегать двух крайностей с одной стороны – проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой – постановки завышенных требований, которые ребенок не в состоянии выполнять, в сочетании с жесткостью и наказаниями.

свернуть

Консультация «С чего начать игру с ребенком с РАС?»

Социальное и эмоциональное развитие детей с РАС, предшествует и помогает их когнитивному развитию. Ребенка с РАС нужно заинтересовать в другом человеке, научить получать от него удовольствие и понимать азы социального взаимодействия.

Самыми эффективными инструментами для этого являются игра и эмоции (умение их распознавать, выражать и организовывать свое поведение на их основе).

Основная проблема ребенка с РАС, которая мешает ему осваивать навыки и адаптироваться к миру, мешает ему учиться у взрослых – это социальная «слепота». Он не понимает, что у вас есть чувства, мысли и желания, он не понимает, что между вами и шкафом есть разница.

Среди диагностических признаков аутизма: качественное нарушение социального взаимодействия, качественное нарушение коммуникации.

Включение в коррекционно-развивающую программу ребенка усилий, направленных на компенсацию этих первичных дефицитов, способно значительно облегчить его дальнейшее обучение и процесс социализации. Лучше всего с этим справляется игровой подход.

Начинать играть нужно с сенсомоторных игр, т. е. игр, содержанием которых является активное движение и получение разнообразных ощущений. Первые игры должны быть очень простыми, так как они направлены на формирование у ребенка желания вступать со взрослым в контакт и дают опыт позитивного взаимодействия – без требований, без руководящего контроля.

О каких играх идет речь? Например, о «козе рогатой»«в ямку бух», катании в одеяле, догонялках и пр.

Не смотрите на эти игры свысока! Они очень полезны!

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МОЖНО ДОСТИЧЬ ДАЖЕ ПРОСТЫМИ ИГРАМИ?

Ребенок начинает смотреть в глаза

Позволяет прикасаться к себе и сам касается других

Развивается имитация

Развивается разделенное внимание

Ребенок следит за взрослым, ему интересно, что вы

делаете

Ребенок сам инициирует игру и начинает привлекать для этого других взрослых/ домочадцев (маму, папу, братьев, сестер)

Ребенок учится ждать, соблюдать правила

Нежелательное поведение проявляется реже, ребенок

вам больше доверяет

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ?

Вы и ребенокМожет быть пригодятся подручные средства: кресло-мешок, одеяло, фитбол – но необязательно.

Ваша первая цель – ребенок должен получать удовольствие в игре. Если она будет достигнута, то он захочет повторить такую игру.

ПРАВИЛА:

  1. Игра совместная.

Это значит, что результат игры может быть достигнут только вместе. Без взрослого ребенок не сможет получить ощущения такой же интенсивности, как вместе с ним. Например, нельзя в одиночку играть в догонялки, а подпрыгивать на фитболе гораздо интереснее, когда помогает папа.

  1. В игре нет игрушек.

Они все спрятаны. Игровое пространство максимально пустое. Однако в игре могут применяться атрибуты, например, одеяло, кресло-мешок.

  1. В игре есть кульминация.

Кульминация – это максимально яркая, эмоционально насыщенная точка в игре, это действие, которым игра заканчивается. Содержанием кульминации является ощущение, которое нравится ребенку.

Виды ощущений, на которые удобно опираться в игре:

Вестибулярные (от кружения, раскачивания); Проприоцептивные (или двигательные) –передают информацию о работе мышц, позе, движениях; Тактильные (от прикосновений);

Аудиальные (или слуховые); Визуальные (или зрительные).

Как понять, какие ощущения нравятся ребенку? Нужно внимательно за ним понаблюдать – предпочитаемые ощущения он будет постоянно пытаться получить, насытиться ими.

  1. Игра короткая, длится 5-15 секунд.

Это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны для достижения эффекта) повторяться.

  1. Опора на действия, а не на слова.

Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Инструкции в игре быть могут, но они сопровождают действия и являются дополнительными по отношению к ним. После 1-2 повторений игра должна быть понятна, даже если взрослый не будет при этом ничего говорить.

  1. Вознаграждение за игрунаходится внутри игры. Т. е. в качестве вознаграждения выступает кульминация. Внешнее вознаграждение, например, еда или доступ к значимому предмету, не используется.
  2. Относительная простота.

Уровень сложности игры для ребенка никогда не превышает степень его удовольствия от игры в целом и кульминации, в частности. В самом начале игра не должна требовать от ребенка ничего, кроме его внимания к действиям взрослого.

  1. Ситуация повтора.

После завершения игры (ее эпизода, после кульминации) взрослый организует ситуацию, в которой ребенок может своим поведением показать, что он хочет повторить игру еще раз.

Рекомендуется для организации ситуации повтора вернуться в место и принять позу, с которых игра начиналась. Это должно сделать для ребенка понятным намерение взрослого играть в ту же игру еще раз.

Необходимо выдержать паузу и дождаться реакции ребенка.

Если она есть, например, ребенок пришел к взрослому в точку начала игры, подал руки/ноги, то такие действия распознаются как согласие.

Если ребенок не реагирует : не подходит к взрослому, не фокусирует на нем свое внимание, отвлекается, начинает заниматься своими делами – такая реакция трактуется как отказ от повтора. Игру стоит закончить.

  1. Стабильность.

Игра каждый раз повторяется одинаково. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках). Изменения вводятся без спешки и по одному.

 

свернуть

Наглядная информация об аутизме